115432, Москва, ул. Трофимова, д.27, к.1
Тел: (495) 679-35-33
mo_uznoport@uvao.mos.ru
ВК: https://vk.com/apparat_sd_mo_uznoportovy
Сообщество ВК: https://vk.com/apparat_sd_mo_uznoportov_gruppa
 

Распространенные способы дистанционных хищений денежных средств и меры защиты от них

В наше время представить жизнь человека без уже ставших привычными нам технических устройств, электронных средств платежа, Интернета и иных технологических достижений невозможно.

Их простота и доступность в использовании привлекают все большее число пользователей. Наряду с этим не отстают от них и преступники, использующие современные результаты научно-технического прогресса в своих криминальных целях и изобретающие новые способы дистанционного хищения денежных средств у граждан.

Как правило, эти преступления совершаются злоумышленниками с использованием социальной инженерии – методов обмана и введения людей в заблуждение с целью кражи денежных средств.

Традиционно мошенники звонят банковским клиентам под видом «службы безопасности банка» или «службы финансового мониторинга» и сообщают о том, что по карте якобы совершена подозрительная операция. Под предлогом спасения денежных средств они заставляют клиента совершить ряд действий, чтобы украсть деньги с его счета. Контактную и персональную информацию о клиентах злоумышленники получают, покупая «слитые» базы в даркнете (теневой сегмент интернета) либо находя их там же в свободном доступе. Также для убедительности они могут звонить с подменных номеров банков и других структур.

Преступники выманивают платежные данные карты (16-значный номер, имя владельца, срок действия и трехзначный код на обратной стороне, а также код из СМС от банка) либо обманом узнают данные для входа в личный кабинет.

Иногда мошенники в процессе звонка просят установить на телефон специальное приложение якобы для лучшей защиты — им оказывается программа удаленного доступа и управления, с помощью которой можно зайти в личный кабинет онлайн-банка жертвы и перевести оттуда деньги на свой счет. Программы удаленного доступа помогают не только украсть все имеющиеся деньги, но и оформить в мобильном приложении предодобренный кредит, если такой продукт предлагается клиенту, а затем вывести и заемные средства. Также во время звонка злоумышленники убеждают своих жертв снять деньги в банкомате и зачислить их на специальный счет для «спасения средств».

В последнее время стали появляться более сложные схемы: к звонкам от «банковских работников» добавились звонки от «правоохранительных органов», которые «подтверждают», что кто-то пытается украсть деньги клиента, поэтому их надо спасти путем перевода на «безопасный» счет.

В условиях пандемии и перехода многих процессов в онлайн-формат киберпреступники также активизировались в интернете.

Они рассылают поддельные письма от магазинов, предлагая скидки на различные товары или создают копии сайтов известных брендов. Таким образом они получают платежные данные карт, если клиент вводит их на мошенническом сайте. При переходе по ссылке в таком письме есть риск заразить устройство вирусом, который даст доступ ко всей информации на нем.
Мошенники обещают интернет-пользователям крупную сумму выигрыша или выплаты, но перед этим просят заплатить небольшую «комиссию» либо осуществить «закрепительный платеж» (такой тип мошенничества называют скамом). Самыми распространенными стали рассылка сообщений на тему различных социальных выплат, в том числе связанных с коронавирусной инфекцией; создание сайтов с досками объявлений, сервисами доставки или заказа еды и др.

Мошенники также создают поддельные сайты банков, чтобы узнать данные для входа в личный кабинет.

Чтобы не стать жертвой преступников необходимо соблюдать несколько простых правил.

Так в случае звонков от сотрудников банков, правоохранительных органов, которые просят предоставить персональную информацию или совершить какие-либо действия, рекомендуется сбросить вызов и перезвонить в свой банк по телефону, указанному на банковской карте или на официальном сайте. Работники банков и органов правоохраны не звонят с просьбой предоставить персональные данные или номера карт, не просят коды из СМС для отмены операции или подтверждения транзакции, не предлагают перевести деньги «для сохранности» на специальные счета или установить программы удаленного доступа и управления устройством.

Для безопасности в интернете рекомендуется пользоваться антивирусными программами, не переходить по ссылкам в сообщениях, содержащих щедрые предложения или присланных незнакомцами, при входе в интернет-банк обращать внимание на наличие в адресной строке https:// и значка закрытого замка (это означает безопасное соединение). При оплате товара в интернете необходимо обращать внимание на страницу платежной системы, на которую должен перенаправлять сайт продавца для ввода платежных данных. Также не следует перечислять деньги, не убедившись в благонадёжности последнего.

Если гражданин стал жертвой мошенников, необходимо сообщить об этом банку и заблокировать платежные средства, к которым мошенники могли получить доступ. Одновременно необходимо обратиться в полицию с заявлением о совершении противоправных действий.


Вернуться к списку